АО «Скоростные магистрали»
Рус / Eng

Пресс-центр

21 ноября 2019

Проекты ВСМ отвечают запросам населения и меняют рынок труда

21 ноября, в третий день ХIII Международного Форума и Выставки «Транспорт России», проходящего в рамках «Транспортной недели», состоялась отраслевая конференция «Социальные аспекты реализации крупных инфраструктурных проектов. Базовые принципы для проектов ВСМ». В дискуссии принял участие Алексей Фирсов, директор Центра социального проектирования «Платформа», который вместе с экспертами обсудил вопрос восприятия общественностью крупных инфраструктурных проектов, мобильности населения и проблему трудовой миграции.

Такие крупные проекты, как ВСМ, вносят весомый вклад в социальное и экономическое развитие, повышают уровень занятости населения и качество жизни в регионах. Вместе с тем такие инициативы порождают ожидания, вызывают общественное обсуждение и резонанс. О том, каковы сегодня настроения в обществе относительно ВСМ, рассказал социолог Алексей Фирсов.  

Фирсов отметил следующие тенденции: люди нуждаются в образе будущего, насыщенном конкретными проектами, и ВСМ входит в структуру этого образа. Более того, граждане страны не удовлетворены тем фактом, что в Китае и Европе ВСМ уже работают, а в России нет. С точки зрения позитивных коммуникаций, эксперт рекомендовал доносить информацию с позиции будущего: «Отставание — это всегда возможность позднего старта. Мы начнём позже, но учтём опыт строительства ВСМ в других странах и создадим свою инфраструктуру высоких скоростей».

Надо понимать, подчеркнул эксперт, какую концепцию ВСМ предложить для общественной дискуссии: монетизированную западную или китайскую, которая предполагает инфраструктурную связанность страны. Кроме того, общая стоимость крупных проектов, по мнению Фирсова, населением не считывается, так как для него большее значение имеют идеи развития, социальные эффекты, затраты семейного бюджета и личного времени. Эксперты согласились, что необходимо связать ВСМ с реальными запросами населения и вывести проект из сферы абстракции, наполнив его понятной для людей конкретикой

Соединение крупных городов линиями ВСМ, с одной стороны, создаст единое социально-экономическое пространство, с другой — увеличит отток трудовых ресурсов из малых городов. ВСМ — это благо или риск? В ходе дискуссии были озвучены различные мнения.

Алексей Фирсов согласился, что мобильность населения с запуском ВСМ вырастет, трудовая миграция усилится, но это эффект временный. «Когда в Иваново открыли скоростное сообщение, представители администрации города отметили ещё большую маятниковую миграцию в сторону Москвы», — заметил эксперт. Он также предположил, что деловая мобильность за счёт цифровых технологий может сократиться. К эффектам второго порядка Фирсов отнес отток жителей из мегаполисов на малые территории из-за нагрузки и усталости от крупных городов. Однако людям понадобится инфраструктура, которая позволит достаточно быстро попасть в крупный город с его культурной жизнью, транспортными хабами и т. д. В данном случае также увеличится туристический поток, будет развиваться экономика впечатлений.

Социолог отметил, что, анализируя тренды в урбанистике, через 10-20 лет город будет не статичной локальной зоной, а станет некой паутиной, которая объединит различные агломерации в суперагломерации, создаст связи между ними. И в этой логике ВСМ становятся необходимым элементом в новой системе населенных пунктов.


2024   2023   2022   2021   2020   2019   2018   2017   2016   2015   2014   2013   2012   2011