Пресс-центр
Участники дискуссии обсудили решение о строительстве ВСМ
Строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ) в России стало одной из главных тем обсуждения на VIII Международном железнодорожном бизнес-форуме «Стратегическое партнерство 1520» в Сочи. Повышенный интерес к теме был связан в том числе и с состоявшимся 27 мая 2013 г. совещанием под руководством Президента России Владимира Путина, в рамках которого в качестве первоочередных проектов строительства ВСМ были определены Москва — Владимир — Нижний Новгород — Казань, а также Москва — Ростов-на-Дону — Адлер. Участники дискуссии «Развитие скоростного и высокоскоростного железнодорожного движения» оперативно обсудили реализацию проектов ВСМ в России.
В своем вступительном слове Первый вице-президент ОАО «РЖД» и Генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали» Александр Мишарин выделил основные преимущества реализации проектов ВСМ в России:
- повышение связности территорий России и мобильности населения, стимулирование экономической активности и развитие трудовой миграции с повышением уровня заработной платы в прилегающих к ВСМ регионах (на 30-50%);
- разделение линий пассажирского и грузового движения со снижением себестоимости перевозок на специализированных маршрутах. Рост пропускных способностей высокозагруженных направлений и снижение инвестиционных затрат на расширение существующей инфраструктуры;
- переход на ВСМ части дальних и межрегиональных перевозок при гарантированном минимальном времени поездки с высоким сервисом и безопасностью. Снижение нагрузки на автодорожную сеть;
- организация на ВСМ регулярных маршрутных перевозок контейнерных грузов. Использование транзитного потенциала территории — реализация одного из стратегических приоритетов в позиционировании России на глобальном транспортном рынке;
- развитие технологий проектирования и строительства, транспортного машиностроения, системы подготовки инженерных и научных кадров.
По словам Первого вице-президента ОАО «РЖД» Александра Мишарина, запуск высокоскоростных поездов между Москвой и Казанью сократит время движения для пассажиров более чем на 10 часов по сравнению с сегодняшним днем. Протяженность вновь построенной выделенной линии составит 803 км со скоростями движения до 400 км в час. Дорога пройдет по территории 6 субъектов Российской Федерации: города Москвы, Московской, Владимирской и Нижегородской областей, Татарстана. В дальнейшем планируется строительство линии до Екатеринбурга.
Участники дискуссии «Развитие скоростного и высокоскоростного железнодорожного движения» обсудили положительные эффекты от строительства ВСМ для страны. «Как показал пример линии Москва — Санкт-Петербург нас ждет рост перевозок, как на железнодорожном транспорте, так и в авиасообщении. В целом создается стимул для движения людей, для туристических и бизнес поездок. При этом возникающая межвидовая конкуренция создает условия, когда стоимость проезда сдерживается как на самолетах, так и в поездах» — отметил Алексей Цыденов, Заместитель Министра транспорта Российской Федерации.
Участвовавшие в дискуссии эксперты уделили особое внимание эффективности оценки и реализации проекта. В частности, Михаил Дмитриев, президент Фонда «Центр стратегических разработок» отметил, что накопленный за несколько десятилетий мировой опыт строительства и эксплуатации ВСМ свидетельствует: эти расходы и затраты надо правильно измерять, учитывая при этом макроэкономические эффекты от развития инфраструктуры.
Предполагается, что финансирование проекта будет вестись на принципах государственно-частного партнерства, а государственный грант составит не более 70% от общей стоимости строительства. Если общая стоимость строительства линии Москва — Казань предварительно оценивается в 928 млрд. рублей (с учетом инфляции), то потребность в государственном финансировании составляет 650 млрд. рублей, и может быть существенно снижена за счет налоговых льгот. Причем для государства проект является выгодным благодаря социально-экономическим эффектам, которые могут в несколько раз превышать вложения.
В дискуссии также приняли участие представители Правительства России, ведущих мировых машиностроительных компаний Alstom и Siemens, ЕБРР и других финансовых институтов.
2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011