09 ноября 2011
На новых рельсах - Владимир Путин предложил создать программу по развитию скоростных железных дорог
«Российская газета» - Федеральный выпуск №5627 (251)
На новых рельсах
Владимир Путин предложил создать программу по развитию скоростных железных дорог
Кира Латухина, Новосибирск, Олег Прасолов, фото
Из Санкт-Петербурга премьер-министр Владимир Путин отправился в Новосибирск на Всероссийскую конференцию транспортников. Там он призвал строить метро в больших городах и не забывать о сельских дорогах, потому что если нет трассы, то и жизни нет.
Владимир Путин привел в пример Северный обход Новосибирска, движение по которому он открыл прямо перед заседанием. "Есть дорога — есть возможность добраться до определенного места, значит, есть там жизнь", — пояснил он. Губернатор говорит, что вдоль трассы уже практически вся земля выкупается, рассказал Путин: "А не было бы дороги, и жизни там не было бы".
Строительство обхода длиной в 76,4 км началось в 1999 году, и благодаря ему удалось сформировать транзитный коридор для пропуска транспорта с запада и востока страны. Кроме того, он улучшит экологическую ситуацию в городе и разгрузит его от пробок. Первый этап дороги был введен в строй в 2008 году. Второй этап начали строить в 2009 году — 26,4 км обошлись в 6216 млн рублей.
Владимир Путин прилетел на место на вертолете, осмотрел дорогу, выслушал доклад и поговорил с рабочими. Особенно ему понравилось то, что работы завершились на год раньше срока и что удалось сэкономить около 300 млн рублей. На конференции премьер предложил посмотреть на будущее отрасли: "Развитие транспорта — тот самый вопрос, который нужно обсуждать с прицелом на десятилетия вперед, потому что цикл очень большой". В транспортном хозяйстве страны занято 3,3 млн человек, и ежегодно они создают до 6% ВВП.
Транспортный комплекс должен стать успешной и конкурентоспособной отраслью, считает Владимир Путин, а для этого не подходят точечные меры — нужен "настоящий инфраструктурный транспортный прорыв". Глава правительства напомнил, что в ближайшие 10 лет вдвое предстоит увеличить объемы дорожного строительства, причем оно будет следовать новым стандартам. Премьер-министр уточнил, что в дорожных фондах до 2020 года можно будет накопить свыше 8 трлн рублей, и с этими ресурсами уже можно решать самые сложные задачи. К примеру, за 5-10 лет привести в порядок все федеральные трассы. Владимир Путин наказал уделить особое внимание сельским дорогам и пообещал поддержать регионы в стремлении их благоустроить. На это в течение 2011-2013 годов предусмотрено 20 млрд рублей из госказны. "Новое российское село должно быть селом с хорошими дорогами", — считает председатель правительства.
Но не только автотрассы нужны России. Продолжится и развитие железной дороги с упором на скоростное сообщение. "По меркам наших соседей это уже не совсем скоростное", — раскритиковал премьер существующие поезда. "Нужно подумать над созданием государственной программы развития скоростного движения в стране", — считает он. Сейчас средняя скорость на отечественных железных дорогах в лучшем случае 50 км в час, привел данные глава ОАО "РЖД" Владимир Якунин. У "Сапсана" средняя скорость 200-210 км в час, в то время как за рубежом — от 250.
Не менее важно привести в порядок порты. Уже в прошлом году объем перевалки грузов составил 526 млн тонн, а к 2015 году он должен увеличиться в полтора раза — до 770 млн тонн. "Будем строить большой торговый флот, укреплять судоремонтную базу, восстанавливать и укреплять новые маршруты", — заверил Путин. В ближайшее десятилетие на развитие судоходства будет выделено не менее 400 млрд рублей из федерального бюджета. И немалое значение здесь приобретает Северный морской путь. Изменение климата сыграло на руку России в том, что теперь его можно использовать гораздо дольше, то есть он становится рентабельным.
Стране не обойтись и без коренной модернизации сети аэропортов. В 2002 году госказна тратила на эти цели 1 млрд руб., в 2011 г. — уже 41 млрд. Нужно развивать и малую авиацию, прежде всего в северных регионах, призвал премьер, добавив, что создаются казенные предприятия, которые будут управлять отдаленными малыми аэродромами. Это сделает авиаперелеты более доступными.
"Ненормально, когда люди из одного регионального центра добираются в другой через Москву или Санкт-Петербург", — резонно заметил Владимир Путин. Он напомнил, что с 2010 года была введена нулевая ставка ввозных таможенных пошлин на среднемагистральные самолеты, а с 2012 года будут субсидироваться процентные ставки по лизинговым платежам при заказе этих машин. На это заложено 2 млрд рублей. Льготы по завозу иностранной техники будут действовать, пока отечественные производители не начнут выпускать подобные машины.
Еще Владимир Путин призвал расширять практику государственно-частного партнерства при строительстве новых дорог. До 2020 года планируется привлечь до полутриллиона частных инвестиций. Отдельно глава правительства остановился на проблемах общественного транспорта, где требования к безопасности должны быть самыми жесткими. В прошлом году в его обновление было вложено порядка 100 млрд рублей. Это не так уж много в масштабах России, заметил Путин и предложил регионам еще раз пересмотреть приоритеты. В крупных городах, считает он, приоритетом должно стать строительство метро. "Когда губернаторы это услышат, скажут — а деньги где? Надо изыскивать деньги", — посоветовал Владимир Путин.
Мощный транспортный контур нужен и интеграционным проектам. Председатель правительства напомнил, что от Таможенного союза и Единого экономического пространства предстоит переходить к созданию Евразийского союза. Москва выступает за создание равных условий для транспортных компаний, но в формировании общего рынка интересы отечественных транспортников должны быть защищены, пояснил Путин.
Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N5627 от 9 ноября 2011 г.
2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 0