Как ВСМ Москва – Санкт-Петербург изменит нашу жизнь
Владимир Косой, президент Центра экономики инфраструктуры
О мобильности
Современный мир — мир больших городов. Приближая один большой город к другому, мы повышаем мобильность населения, расширяем рынки и меняем весь уклад жизни. Одно дело, когда между двумя крупными городами надо совершить перелёт, и совершенно другое, когда ты совершаешь поездку так же, как на внутригородском транспорте. Это принципиально меняет уклад жизни, потому что, если мы посмотрим, к примеру, ситуацию Москвы и Санкт-Петербурга, то есть «Сапсан», который идёт четыре часа. Есть авиация, которая обеспечивает примерно ту же четырёхчасовую доступность. Когда люди де-факто смогут совершать поездку в течение одного дня туда и обратно — это другой мир, другая мобильность населения.
Об экономике
Инфраструктурные проекты являются одним из элементов китайского экономического чуда, о котором говорит весь мир, потому что Китай на сегодняшний день строит до 2 тыс. км высокоскоростных железных дорог в год. И если раньше у них были планы довести их протяжённость до 30 тыс. км, сейчас они рассматривают вариант 60 тыс. км. Марокко, Турция, страны Юго-Восточной Азии, Япония — все занимаются строительством ВСМ.
Экономисты отмечают, что основными точками формирования валового национального продукта являются так называемые глобальные города. Вот этих городов сейчас в мире порядка 600. За счёт их развития в значительной степени происходит развитие всей мировой экономики. Потому что большие рынки формируются именно в больших городах, в агломерациях.
С запуском ВСМ мы можем создать двухъядерную агломерацию. Два часа между центрами Москвы и Санкт-Петербурга — это двухъядерная агломерация.
О комфорте
Поездка на поезде — принципиально другой уровень комфорта, чем полёт на самолёте. Это упрощённые процедуры на земле, значительно большая площадь транспортного средства на одного пассажира.
Кроме того, ВСМ высвободит существующую инфраструктуру для контейнерных и пригородных перевозок на маршруте Москва — Санкт-Петербург. Поскольку главный ход Октябрьской дороги освободится, то по нему снова станет возможным перевозить грузы. Безусловно, никто не вернёт сюда уголь и другое сырьё. Но мы сможем отправлять контейнеры. А это значит, что мы разгрузим автомобильную дорогу М11.
Виктор Леш, генеральный директор АО «Синара — Транспортные машины»
Об амбициях
Амбиции, в хорошем смысле этого слова, находятся в двух плоскостях. Первая — это скорость. Не только движения поезда, но и в более широком смысле: скорость обмена данными с инфраструктурой, скорость реагирования на изменение погодных условий, обеспечение максимального комфорта пассажира на небывалых пока в России скоростях — всё это большой вызов.
Вторая плоскость — это то, что поезд российский. Не локализация, а российский поезд с долей международной кооперации. Это должен быть прорыв. По нашим оценкам, примерно 15-20% будет приходиться на международные наработки, остальное — на российские технологии. На всех стадиях разработки мы будем использовать лучшие решения, именно синергия — наша сильная сторона, мы создадим поезд, разумно впитывая все лучшие практики, объединяя их с отечественными решениями и компетенциями.
Наши зарубежные коллеги и конкуренты — французы, китайцы, немцы — разработку поездов ВСМ начали вести ещё в начале 2000-х. Конечно, те базовые решения, которые были в 2000-х и которые доступны нам сейчас, совершенно разные вещи. И я думаю, что поезд совместной разработки РЖД и СТМ будет как раз выгодно отличаться по уровню технологий, которые мы закладываем уже сейчас. Например, сегодня нам доступны уже другие решения в тяговом приводе по сравнению с началом 2000-х, за последние 20 лет сильно продвинулась электроника, стали более совершенными системы безопасности движения. И, конечно, поезд будет не просто быстрее, но умнее, комфортнее и давать пассажирам доступ ко всем современным технологиям для гарантии максимального удобства в путешествии.
В определённый момент мы начнём правильную акцию — водить СМИ, блогеров, общественность на завод, показывать, как мы его строим. Я убеждён в уникальности этого проекта, на самом деле мы не можем сегодня даже предугадать, как изменится наша жизнь, когда скорости выйдут за 300+. Это же очень интересная тема.
О возможностях
Если откинуть реалии 2020 года (я имею в виду пандемию и связанные с ней сложности), то влияние высокоскоростного транспорта на жизнь человека повысит в первую очередь его общие жизненные возможности. Иначе будет выглядеть мобильность населения и экономическая миграция, мы кратно повысим возможности любого человека найти применение своим талантам. Вся сегодняшняя экономика настроена на управление талантами, и мы это ощущаем, реализуя такие проекты, как высокоскоростные магистрали. И скорости, и трансформация городов вокруг высокоскоростной магистрали позволят любому быстрее претворять в жизнь свои таланты, желания и мечты.
О безопасности
В первую очередь железные дороги дают чувство безопасности. Самолёт тоже безопасный транспорт, но, когда ты движешься по земле, когда ты можешь встать с кресла, размять ноги, совершенно спокойно пройтись, при этом поговорить по телефону или посидеть в Интернете и сопровождать себя всеми доступными домашними делами и общением, конечно, ты получаешь другой уровень ощущения безопасности.
Андрей Никитин, губернатор Новгородской области
О планах
Принято решение о том, что трасса ВСМ Москва — Санкт-Петербург пройдёт через наш регион, и уже сегодня мы понимаем, как это изменит регион. Великий Новгород в 2028 году — это крупный университетский центр. В нём построено несколько новых кампусов университета. Все они расположены в пешей доступности. Новгород не будет большим городом, но он будет городом, удобным для пешеходов, удобным для велосипедистов. Это город, куда ежегодно прибывает 5-6 млн туристов, город, где есть масса отелей, город, где можно гулять и комфортно проводить время. Это город радиоэлектроники, город высокотехнологичной промышленности, в котором наука и современное производство работают в очень тесном контакте. Все эти процессы и так идут сегодня. Безусловно, ВСМ их упростит и ускорит.
О региональной экономике
Помимо 400 млрд руб. инвестиций, которые придут в связи со строительством, это ещё и рабочие места, которые эта стройка создаст. А также дополнительные инвестиции порядка 80-90 млрд руб. и 89 млрд руб. дополнительных доходов в бюджет.
Запуск ВСМ в 3-3,5 раза увеличит туристический поток в Новгородскую область и Великий Новгород. Я думаю, что со строительством ВСМ можно будет говорить о единой агломерации Москвы, Твери, Санкт-Петербурга и Новгорода. То есть корректно будет говорить об этом. И Новгород тоже должен стать её комфортной, ещё раз подчеркну, такой пешеходной её частью. Планы такие есть.
О новом качестве жизни
Довольно много профессоров работают сейчас в нашем университете, они переехали из Сибири и других регионов во многом потому, что Новгород находится недалеко от основных культурных центров. И уже сейчас с вводом трассы М11 можно, например, после работы вечером поехать в Санкт-Петербург в театр и вернуться достаточно комфортно. После того как откроется ВСМ, кратно сократятся эти дистанции. Для жизни талантливых людей, для жизни учёных здесь будет сочетание идеальной возможности жить рядом с природой в небольшом красивом историческом городе и иметь доступ к любой инфраструктуре мегаполиса тогда, когда она нужна. Но без минусов этого мегаполиса, без кварталов масштабной застройки, домов-муравейников, безумных пробок и так далее. Поэтому инвестиции, туризм, развитие науки и образования.
Об истории
Сложно оценивать те решения, которые принимались почти 200 лет назад. Но к чему это привело, я знаю. Один из крупнейших европейских городов Средневековья, который сравнивали с Венецией, превратился в город с населением чуть больше 10 тыс. человек.
О потомках
Если лететь на самолёте над Новгородской областью, не так много огоньков горит. И это несмотря на то,2 что это самая обжитая за последние 300-400 лет территория между Москвой и Санкт-Петербургом. До сих пор ещё тут есть места, где на десятки, а то и сотни километров нет жилья. Безусловно, после себя мы оставим чуть иную карту страны, в которой люди здесь, на северо-западе, будут жить лучше и комфортнее.
Константин Курченков, председатель экологического движения «Зелёная Россия»
Об экологии
ВСМ, наверное, самый экологичный транспорт в мире по сравнению с автомобильными магистралями и авиаперелётами. Энергозатраты при пользовании высокоскоростными магистралями в 4,3 раза ниже на одного пассажира, чем при пользовании автотранспортом, и в 8,5 раза ниже, чем при авиаперелётах. Земли для ВСМ также используется в два-три раза меньше, чем для автомобильных дорог.
Мы, «зелёные» общественники, будем внимательно смотреть, чтобы ошибок при строительстве не было.
Но здесь у нас есть такой принцип: если при реализации крупномасштабных государственных проектов инвесторы, застройщики вынуждены вырубать деревья, то за одно вырубленное дерево высадите как минимум три новых. У РЖД есть экологическая стратегия, разработана и реализуется она на долгие десятилетия. Надо взять опыт зарубежных стран — строить тоннели. Есть решение и для проблемы с шумом — это шумозащитные занавесы.
О мечтах
Я путешественник, люблю красивые места, и для меня поезд — самый любимый вид транспорта. Я уже представляю себе летящую стрелу. Хотелось бы, чтобы она была зелёная и соблюдались все экологические стандарты. Я уже вижу в панорамное окно поезда нашу природу, монастыри и уникальные архитектурные строения.
Считаю, что эта высокоскоростная магистраль будет востребована не только потому, что она самая экологичная в мире, а ещё и потому, что это просто комфортно и красиво.
Евгений Макаров, руководитель проекта «Немецкая инициатива»
О необходимости
ВСМ появляются во всё большем количестве стран. Это не случайно. Потому что это и большой экономический эффект, и развитие территории, мобильности, и рабочие места, и налоги. Ну и, конечно, это удобно для пассажиров, которые пересаживаются с авиа- и автомобильного транспорта.
Большинство государств активно инвестируют в ВСМ. И даже там, где применяется государственно-частное партнёрство, обычно государство является основным инвестором ВСМ. А делают они это сознательно — без ВСМ экономическая связанность регионов большой страны недостаточная. Кроме того, жителям крупных городов часто бывает необходимо быстро и эффективно перемещаться между городами и иметь возможность вернуться домой в тот же день, не тратясь на гостиницы. То есть использовать ВСМ так же, как метро или пригородный транспорт, только с большим комфортом.
Обычно такие проекты поддерживают широкие слои населения, скажем, не только обеспеченные люди.
Об эффектах
Помимо эффектов непосредственно для участников проекта, который рассчитан в перспективе на 30-40 лет окупаемости, существуют макроэкономические эффекты. Они связаны с развитием территории и регионов, через которые проходят ВСМ. Тут и улучшение городской среды, и создание новых рабочих мест, и налоговые поступления в федеральный бюджет и бюджеты этих территорий.
Это повышение общей привлекательности территорий — для туристов и бизнеса.
О транспорте для всех
Не следует разделять людей на простых и непростых. Там, где ВСМ действительно являются доступным видом транспорта, там повышается мобильность. А значит, повышается возможность выбирать разные варианты: место работы, место жительства, учёбы, получение медицинских, туристических услуг.
Это и есть та мобильность, без которой в XXI веке жизнь представляется затруднительной, тем более жителям мегаполисов. Уже не говоря о бизнесе, всех тех преимуществах, которые он получает.
О национальной гордости
Гордость испытывают все страны, которые состоят в клубе ВСМ. Это вопрос технологической гордости и общей эффективности. Японцы были первыми, поэтому у них гордость особая. Французы очень гордятся своей разветвлённой сетью ВСМ. Сейчас самая большая сеть в Китае, но это и логично, учитывая огромное население страны.
Есть и новые члены клуба — Турция, арабские страны. В США есть очень интересный проект. Поэтому есть общий тренд. И гордиться здесь есть чем.
2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 0