Якунин отстоял высокоскоростную магистраль Москва–Казань
Несмотря на то что правительство решило повременить с выделением средств Фонда национального благосостояния на строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва-Казань, РЖД договорилась с властями, что этот проект останется в бюджете и инвестпрограмме железнодорожной монополии без указания окончательной суммы затрат.
— По поводу ВСМ мы хотели бы предложить следующее решение: поскольку на совещании в правительстве было сказано о необходимости дополнительной экспертизы этого проекта, мы бы хотели, чтобы в решении сегодня по крайней мере было определено сохранить строчку в бюджете без указания конкретной суммы, — сказал президент РЖД Владимир Якунин.
По его словам, решение по проекту будет принято в I квартале 2014 года. Но если строчки о финансировании ВМС не будет в бюджете и инвестпрограмме РЖД, даже в случае положительного решения начать выделять средства будет невозможно.
С главой РЖД согласились премьер-министр Дмитрий Медведев и вице-премьер Аркадий Дворкович.
— Я поддерживаю предложение Владимира Ивановича сохранить этот пункт и в инвестпрограмме, и в бюджете без каких-либо существенных финансовых ресурсов. Минимальные суммы, исчисляемые миллионами рублей, для проведения необходимой экспертизы, — сказал Аркадий Дворкович.
Решение о целесообразности строительства магистрали Москва-Казань будет приниматься как раз на основании этих исследований, пояснил он.
— Решения по финансовой модели высокоскоростных магистралей отложены окончательно до I квартала, когда будут проработаны, в том числе и с точки зрения технологического и ценового аудита, предварительные решения и представлены на рассмотрение в правительство в формате отдельного совещания, — заявил министр транспорта Максим Соколов.
Как пояснили в компании «Скоростные магистрали» («дочка» РЖД), экспертизу, по результатам которой в правительстве будут принимать решение о дальнейшей реализации проекта в первом полугодии 2014 года, сейчас проводят в Главгосэкспертизе.
— После того как будет проведен анализ обоснованности размера инвестиций, его результаты будут представлены в правительство, — сказали в «Скоростных магистралях». Как отметили в компании, в случае положительного решения дальше будет объявлено конкурсное проектирование, после чего проект снова будет рассмотрен Главгосэкспертизой.
Поезда по линии Москва-Казань должны начать курсировать к чемпионату мира по футболу 2018 года. Стоимость строительства этой дороги может превысить 1 трлн рублей, потребность в государственном финансировании ранее оценивалась в 650 млрд рублей. В числе прочего, как заявил гендиректор «Скоростных магистралей» Александр Мишарин, РЖД рассчитывает на выделение из федерального бюджета около 380 млрд рублей невозвратных субсидий.
Общий объем инвестпрограммы РЖД на 2014-2016 годы, как сообщил министр транспорта Максим Соколов, утвержден в размере 1,2 трлн рублей, из них в 2014 году — 395,6 млрд рублей. В 2015-м предусмотрены инвестиции в 315,2 млрд рублей и в 2016-м — 438,4 млрд рублей. Источники финансирования: взносы в уставный капитал РЖД, собственная прибыль компании, доходы от продажи дочерних предприятий, амортизационные отчисления, займы. К 2017 году размер кредитной задолженности РЖД превысит 750 млрд рублей, отношение размера долга к EBITDA достигнет 2,6.
Крупнейшие проекты, на которые будут направлены средства, — это увеличение пропускной способности Байкало-Амурской (БАМ) и Транссибирской (Транссиб) магистралей, развитие Московского транспортного узла, а также реконструкцию участка Междуреченск-Тайшет. На обновление парка подвижного состава будет потрачено 281,5 млрд рублей.
В июне президент Владимир Путин предложил распределить 450 млрд рублей из ФНБ между крупнейшими инфраструктурными проектами. Изначально предполагалось, что ими станут строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги, модернизация БАМа и Транссиба, а также строительство высокоскоростной магистрали Москва-Казань, но в финальный вариант распоряжение правительства ВСМ не попала. В Минтрансе заявляли, что проект ВМС Москва-Казань остается в шорт-листе проектов, претендующих на привлечение средств ФНБ.
Как отмечает гендиректор агентства «INFOline-Аналитика» Михаил Бурмистров, если ВСМ, по предположению Аркадия Дворковича, будет внесена в бюджет с небольшой суммой на экономическую экспертизу, это будет вполне жизнеспособный механизм для разработки адекватного экономического обоснования и начала реализации проекта.
— Сейчас есть понимание того, что ВСМ в России должны развиваться. Однако тот формат и показатели проекта, которые сейчас предлагаются, нежизнеспособны экономически, — считает Бурмистров.
2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 0