05 февраля 2014
Вице-президент Фонда «Центр стратегических разработок» Владимир Косой о ВСМ:
— Проведённые нами работы, связанные с оценкой эффективности строительства ВСМ, показали, что недостатка в спросе на эту услугу не будет. В подтверждение этого я бы хотел развенчать один из мифов о том, что в связи с низкой плотностью населения в России высокоскоростные магистрали у нас окажутся неэффективными.
Такое утверждение нельзя считать правильным, поскольку у нас специфический тип расселения, во многом отличный, скажем, от того, что есть в Германии, где население равномерно распределено по всей территории страны. В России же оно сконцентрировано в ряде центров, и поскольку строительство ВСМ предполагает расстояние между остановками 50-70 км, а не 5 км, как обычно, то и уровень охвата населения услугой высокоскоростного транспорта у нас будет намного выше, нежели в центральной Европе. В этом плане мы больше похожи на Францию.
Ещё один из широко распространённых мифов: ВСМ «убивает» пригородное пассажирское сообщение, как это случилось в первое время при вводе в эксплуатацию поездов «Сапсан». Но и это неправда, поскольку строительство новой линии как раз в зоне агломерации позволит разгрузить существующую инфраструктуру и существенно нарастить пригородные пассажиропотоки.
Как показывают исследования, вложения в железные дороги выгодны в том плане, что снимают значительную нагрузку с автодорог.
Ещё один миф — возможная конкуренция авиационного и высокоскоростного транспорта. Но это неверно. Так, например, аэропорт Лиона после ввода ВСМ не только не потерял пассажиропоток, но и наращивал его высокими темпами. Это объясняется тем, что ВСМ увеличивает подвижность населения, генерируя дополнительные транспортные потоки.
Проведённая нами оценка агломерационных эффектов показала, что наибольшую отдачу даёт увеличение плотности экономической деятельности на территории, по которой проходит ВСМ. По методике Мирового банка, увеличение численности населения в агломерации в два раза приводит к росту производительности труда на этой территории на 3,4%, а ВСМ генерирует новые агломерации. Так, в период эксплуатации трассы с 2019 по 2030 год мы прогнозируем получение дополнительного прироста ВВП на сумму 7,2 трлн руб. Бюджетный эффект за период строительства мы оцениваем в 2,3 трлн руб.
Таким образом, эффективность этого проекта для государства крайне высока. Единственное, я прошу не путать коммерческую и бюджетную эффективность проекта.
К сведению
Основные технико-экономические показатели ВСМ Москва — Казань
Эксплуатационная длина — 770 км;
Максимальная скорость движения — до 400 км/ч;
Предполагаемое количество перевезённых пассажиров в 2030 году — 10095,12 тыс. чел./год;
Срок строительства — 4 года;
Потребный парк высокоскоростного подвижного состава — 29 шт.;
Протяжение укладки главных путей, в т.ч. безбалластных — 1517 км, на балласте — 83 км.
Основные технико-экономические показатели ВСМ Москва — Казань
Эксплуатационная длина — 770 км;
Максимальная скорость движения — до 400 км/ч;
Предполагаемое количество перевезённых пассажиров в 2030 году — 10095,12 тыс. чел./год;
Срок строительства — 4 года;
Потребный парк высокоскоростного подвижного состава — 29 шт.;
Протяжение укладки главных путей, в т.ч. безбалластных — 1517 км, на балласте — 83 км.
2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 0