Ответ стагнации
Правительство намеревается увеличить инвестиции в транспортную инфраструктуру.
Участники XVIII Санкт-Петербургского международного экономического форума признали необходимость развития транспорта и логистики для повышения темпов и улучшения структуры экономического роста. Однако правительство надеется, что основной вклад сделает бизнес. Предприниматели, со своей стороны, ждут действий государства.
Хотя государственные инвестиции в транспортную инфраструктуру за последние несколько лет заметно выросли, их совершенно недостаточно для развития бизнеса и, соответственно, для роста экономики. В своём программном выступлении на форуме президент Владимир Путин как один из приоритетов назвал наращивание инвестиций, снятие инфраструктурных ограничений для бизнеса.
Тем не менее обсуждение на панельной дискуссии "Новая конкурентоспособность: альтернативы и перспективы", в которой приняли участие министры экономического развития и финансов Алексей Улюкаев и Антон Силуанов, показало, что правительство и бизнес придерживаются несколько различных подходов к финансовому регулированию.
"Главное — обеспечить последовательность реализации принципов экономической политики на практике, — заявил Алексей Улюкаев. — При этом частному инвестору необходимо помочь дерегулированием (снятием излишних бюрократических барьеров) и развитием инфраструктуры". Но Антон Силуанов заметил, что госбюжет у нас неповоротлив: в нём предусмотрены большие расходы на оборону и трансферты в Пенсионный фонд. Без уменьшения этих затрат манёвр на транспортную инфраструктуру быстро не совершишь. Поэтому нужно консолидировать ресурсы государственных компаний и сделать ставку на привлечение частного бизнеса, считает Антон Силуанов. Для чего, в свою очередь, совершенствовать законодательство и улучшать деловой климат. В целом финансовый блок намерен строго контролировать финансовые показатели, чтобы избежать инфляции и разбалансировки бюджета.
Со своей стороны, президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин призвал обратить внимание на то, что необходимо признать ошибки предшествующего периода. "Мы уверовали в концепт абсолютной рыночности. Но сейчас даже МВФ признал необходимость инвестирования государственных средств в развитие транспортной инфраструктуры, — говорит Владимир Якунин. — Также нужно понять и необходимость создания транспортного коридора между Европой и Азией. Экономическая политика не сводится к простому росту ВВП, следованию монетарным принципам, общество это не понимает. Зато ему понятно, когда есть цель и люди видят, что увеличивается общественное благосостояние".
Сейчас в мире происходит переосмысление модели развития, что уже привело к таким процессам, как реиндустриализация в США и Великобритании. Реиндустриализация, в свою очередь, требует развития транспортной инфраструктуры и усиления роли государства в этом процессе. Таким образом, государственное инвестирование в транспортную инфраструктуру — это вполне закономерный процесс.
На форуме Владимир Якунин напомнил о проекте RAZVITIE, который призван создать транспортный коридор между Европой и Азией, используя весь передовой инновационный потенциал государств. Вместе с "Росатомом" РЖД подписали соглашение о научно-техническом сотрудничестве, в котором одним из главных направлений определена разработка нового вида грузового транспорта на магнитном подвесе. После отработки технических вопросов планируется приступить к пилотному проекту по созданию такой системы в порту Усть-Луга протяжённостью около трёх километров.
Первый вице-президент ОАО "РЖД" Александр Мишарин представил аудит проекта ВСМ Москва — Казань, выполненный иностранными компаниями. Государственные инвестиции должны составить 380 млрд руб., но уже через 10 лет эффект для экономики будет исчислять триллионами.
Тем не менее, как полагают эксперты, участвовавшие в дискуссиях, в России есть значительный резерв по привлечению частных инвестиций в проекты. Ведь во всём мире пропорция частных и государственных вложений выглядит как 70 на 30, а в России это соотношение как раз обратное.
"Нам не обойтись без прямых государственных инвестиций в транспорт, — полагает генеральный директор ОАО "Северсталь" Алексей Мордашов. — По доле таких инвестиций в ВВП мы существенно отстаём от других развитых государств, поэтому и имеем такие проблемы".
Помощник Президента РФ Сергей Глазьев считает, что для инвестиций необходимо найти и мобилизовать внутренние резервы. В частности, имея большие золотовалютные резервы, мы не можем предоставить нашим предпринимателям длительные и дешёвые кредиты, какие есть в западных странах.
"У других стран меньше ресурсов и меньше возможностей, поэтому российское правительство может выбирать крупные приоритеты в энергетике и логистике, — говорит управляющий директор McKinsey & Company Доминик Бартон. — Нужно возобновить взаимодействие государства и частного бизнеса. В России можно существенно улучшить логистику, вкладывать в транспортную инфраструктуру, потому что это сократит издержки. Как ни удивительно, сейчас самая высокая доля инвестиций в железные дороги в Африке. Там не боятся принимать такие смелые решения. Нужно сделать ставку на развитие транспортной инфраструктуры и создавать рабочие места именно в этом секторе".
Сергей Плетнёв
2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 0