Интервью Первого вице-президента ОАО «РЖД», Генерального директора ОАО «Скоростные магистрали» Александра Мишарина:
РЖД объявляет конкурс на проектирование высокоскоростной магистрали Москва-Казань
ВЕДУЩАЯ: РЖД объявляет конкурс на проектирование высокоскоростной магистрали Москва-Казань. Что получит от проекта инвесторы, и почему государству выгодно вкладывать в него деньги — об этом бизнес-кейс с Михаилом Задорожным.
КОРР.: В нашей стране с ее огромными расстояниями до сих пор нет по-настоящему скоростного транспорта. Но после нескольких лет споров принципиальное решение все-таки было принято. Как сообщил в начале марта вице-премьер Аркадий Дворкович, в течение двух лет завершится проектирование первой в России высокоскоростной железнодорожной магистрали или сокращенно ВСМ. Она свяжет Москву и Казань. Скорость движения поездов по ней составит 400 километров в час, а время в пути от Москвы до Казани сократится с нынешних 14 до 3,5 часов. Перед конкурсом на проектирование российская сторона организовала семинар для потенциальных участников, говорит первый вице-президент РЖД, гендиректор ОАО "Скоростные магистрали" Александр Мишарин.
Александр МИШАРИН: На семинаре присутствовали руководители и представители более 100 компаний из семи государств. Это и ведущие проектные институты России, которые сегодня работают и на железных дорогах, и на инфраструктуре в целом. Ну и это известные европейские компании, такие как Siemens, Vermeer. Это китайские наши коллеги. Собственно, все, кто работает на этом рынке. Из 10 ведущих институтов мира у нас присутствовали пять.
КОРР.: Введенные в отношении России западные санкции претендентов на участие в проекте не отпугнули.
Александр МИШАРИН: Во-первых, сами санкции не распространяются на участие в проектировании, это раз. Второе. Ведь экономическая ситуация не только сложная, и не столько в России, она везде. Поэтому желание работать, оно есть абсолютно у всех компаний. Санкции нам позволяют более энергично привлекать не только европейские, но и азиатские компании, такие, как китайские, корейские, которые на сегодняшний день получили шанс участвовать в таких проектах. Конечно, мы это используем.
КОРР.: Стоимость проектных работ оценивается почти в 21 млрд. рублей. В текущем году на эти цели государство совместно с Российскими железными дорогами выделяют 6 млрд. рублей. Общая же стоимость строительства ВСМ Москва — Казань составляет примерно 3 трлн. рублей. Сумма огромная. Но в долларовом выражении — а такие масштабные проекты во всем мире считают в долларах — она может даже снизиться.
Александр МИШАРИН: С учетом существующего курса рубля в долларах она даже упадет — ну по сравнению с тем, что было на прошлый год. Потому что 80% всей стоимости — это российские материалы, оборудование, рабочая сила, компании и так далее. Что касается объемов привлеченных инвестиций — это действительно крупнейший проект государственно-частного партнерства. Соотношение всегда в таких проектах: 40% — частные инвестиции, 60% — государственная поддержка. У нас государственная поддержка делится на две части. Часть — это бюджетные субсидии, половина. Второе — это возвратные деньги, то есть квазигосударственная поддержка в виде гарантий, или Фонда национального благосостояния, то есть это все возвратные деньги.
КОРР.: Недавно Минфин предложил сократить бюджетное финансирование ряда проектов РЖД, в том числе, по строительству высокоскоростной магистрали Москва — Казань. Позиция министерства понятна: в кризис надо экономить. Но такая экономия может обернуться потерями в будущем.
Александр МИШАРИН: Государство, у него всегда две, на мой взгляд, задачи. И правительство всегда между ними вынуждено лавировать. Конечно, нужно социальные вопросы решать. Для того, чтобы на это иметь деньги, должна развиваться экономика. Вот этот проект — это как раз проект стимулирования экономики. Когда мы запускаем проект, государство за счет строительства, мультипликативных эффектов и привлеченных средств получает в 16-м, 17-м, 18-м году дополнительные 200 млрд. рублей в бюджет, которые можно направить на решение социальных вопросов. За счет строительства, мультипликативный эффект и привлеченных средств — можно отказаться, а можно не отказаться. Сделайте сами вывод, правильно начинать реализацию или неправильно.
КОРР.: Консорциум ведущих российских и международных экспертов при участии Центра стратегических разработок и МакКинзи подсчитал, что благодаря реализации проекта прирост ВВП составит более 11 трлн. рублей за первые 12 лет эксплуатации. А бюджет, соответственно, получит за тот же срок 3,5 трлн. рублей дополнительных доходов. Благодаря мультипликативным эффектам ВСМ Москва — Казань даст толчок развитию всей российской экономики.
Александр МИШАРИН: Это все-таки проект государства, потому что главным выгодополучателем здесь является именно оно. Это развитие промышленности, малого среднего бизнеса, 370 тысяч рабочих мест. А реализация таких проектов позволяет не только решить проблемы сегодняшнего дня, но и создать предпосылки для устойчивого увеличения темпов роста в целом экономики и промышленного производства в частности. Вот Китай в год вводит 8 тысяч километров железных дорог, то есть строит по Транссибу. Из них половина — высокоскоростного движения. И во многом темпы роста обусловлены вот именно такой программой.
КОРР.: Кстати, китайцы тоже не прочь поучаствовать в строительстве высокоскоростной магистрали Москва — Казань, в том числе финансами. В октябре прошлого года стало известно, что Китай готов вложить в проект до 10 млрд. долларов. Сколько инвесторы смогут на этом заработать?
Александр МИШАРИН: Модель предусматривает достаточно четкую доходность на вложенные средства. Например, для концессионера это доходность на вложенный капитал — 15%. Для компании "Российские железные дороги" в зависимости от рода деятельности в этом проекте, потому что РЖД является и перевозчиком, и выполняет часть подрядных работ — она колеблется от 13 до 15%. Ну и кроме этого, без развития высокоскоростного движения, безусловно, нельзя далее говорить об увеличении объема пассажирских перевозок, повышении качества сервиса и так далее.
КОРР.: В перспективе ВСМ Москва — Казань может быть продлена и до Пекина.
Александр МИШАРИН: В октябре прошлого года в присутствии премьеров стран был подписан меморандум о реализации проекта создания высокоскоростного коридора Москва — Пекин или, точнее, Евразийской части Шелкового пути. Причем у него есть два варианта прохождения — через Казахстан или через Алтай, Новосибирск. Общая протяженность этого коридора — более 7 тысяч километров, из них почти 3 200 километров китайские наши коллеги уже построили от Пекина до Урумчи. В российской части пилотный проект этого коридора — это как раз линия Москва — Владимир — Нижний Новгород — Чебоксары — Казань.
КОРР.: В России в зоне запланированных линий ВСМ проживают более 100 миллионов человек, а на участке Москва-Казань — около 25 миллионов. Доступ к скоростному транспорту увеличивает мобильность населения и улучшает ситуацию на рынке труда. По статистике, в среднем россиянин за свою жизнь меняет место своего постоянного пребывания лишь дважды. Американец переезжает с места на место в среднем 13 раз, а англичанин — 7 раз. Низкая мобильность населения — это один из факторов, сдерживающих развитие российской экономики. И высокоскоростные железнодорожные магистрали могли бы помочь в решении этой проблемы.
Бизнес-кейс
Размер: 15916 K. Размещен: 26.03.2015 |
2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 0