АО «Скоростные магистрали»
Рус / Eng

18 апреля 2018

ВСМ Москва - Казань ликвидирует диспропорции регионального развития

Модернизация и расширение инфраструктуры — ключевой драйвер социально-экономического развития страны. Из-за недоразвитости транспортных коммуникаций многие российские регионы сегодня не интегрируются в общее социальное и экономическое пространство. Один из самых обсуждаемых инфраструктурных проектов, который призван связать регионы и центры экономической активности — строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань. По мнению экспертов, это оптимальный способ ликвидировать диспропорции регионального развития.

По итогам мартовского послания президента Владимира Путина Федеральному собранию был утверждён перечень поручений по его реализации. В частности, до 15 апреля следовало разработать проект указа, который определял бы национальные цели развития России до 2024 года. Вероятнее всего, в перечень войдут ряд автодорожных проектов, проекты развития инфраструктуры Арктики и Дальнего Востока, а также высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва-Казань. Она пройдет по территории 7 субъектов России, общая численность населения которых превышает 25 млн человек.

«Реализация инфраструктурных проектов была заявлена как один из приоритетов в избирательной кампании Владимира Путина, — напоминает политолог Андрей Тихонов. — В настоящее время президент уделяет огромное внимание суперпроектам — таким, как освоение Арктики, Дальнего Востока, возведение Керченского моста. Строительство ВСМ вполне вписывается в этот ряд».

В послании Федеральному собранию Путин предложил развернуть «масштабную программу пространственного развития России, включая развитие городов и других населённых пунктов, и как минимум удвоить расходы на эти цели в предстоящие шесть лет». Президент поручил правительству «подготовить комплексный план модернизации и расширения всей магистральной инфраструктуры страны».

Проекты высокоскоростного движения в наибольшей степени отвечают задаче по связыванию территорий.

Уже сейчас скоростные поезда «Сапсан», «Стриж» и «Ласточка» объединили в практически единую агломерацию Москву с Тверью и Владимиром: рельсовый транспорт действует по принципу межгородского метро. Благодаря магистрали Москва-Казань жители 15 городов, в которых поезда станут делать остановки, смогут быстро перемещаться в соседние населенные пункты и крупные города, что создаст единые пространства, агломерационные территории.

«Проект строительства ВСМ Москва-Казань очень важен стратегически, — отмечает политолог Иван Огнев. — Необходима нормальная связь европейского центра страны с Урало-Поволжским центром. Такая магистраль и ответвления, которые предполагается построить — это инструмент связывания регионов и центров экономической активности».

Этот новый для России вид транспорта («Сапсаны» не в счет, поскольку идут по обычным путям вместе с ночными поездами и электричками) представляется оптимальным способом ликвидировать диспропорции регионального развития и так называемые «медвежьи углы», согласен исполнительный директор Центра политического анализа, урбанист Вячеслав Данилов. «Согласно модным урбанистическим концепциям, Россия не является однородной. Можно спорить о том, сколько Россий на самом деле, три или пять, но ясно одно — без развития современной железнодорожной сети продолжится губительная концентрация населения в ограниченном числе агломераций и, прежде всего, Москве и Московской области», — указывает урбанист.

Эксперты сходятся во мнении, что запуск высокоскоростных поездов в восточном направлении позволит решить важнейшие социально-экономические задачи.
Московской области», — указывает урбанист.

Эксперты сходятся во мнении, что запуск высокоскоростных поездов в восточном направлении позволит решить важнейшие социально-экономические задачи.

Пример Франции, Японии, Китая свидетельствует: повышается мобильность и деловая активность населения, что конвертируется в экономические эффекты и становится стимулом экономического роста.

«Повышение географической мобильности населения — это одно из важных условий роста экономики. Поэтому развитие пассажирских перевозок является задачей, над решением которой работают правительства многих стран, — подчеркивает старший партнер McKinsey & Company Дарья Борисова. — Благодаря удобству для пассажиров, высокой скорости движения и конкурентоспособным операционным затратам ВСМ формируют качественно новое рыночное предложение. Значительные преимущества этого вида транспорта — четко прогнозируемое время в пути, невысокая стоимость, энергоэффективность, экологичность и эффективность использования земель».


До запуска поездов пройдет еще несколько лет, но положительные эффекты на экономику станут заметны уже в ходе строительства новой инфраструктуры, прежде всего, за счет занятости населения. По прогнозу «РЖД», в ходе реализации проекта будет создано около 370 тысяч рабочих мест в различных отраслях экономики. Запуск высокоскоростных поездов увеличит возможности для получения работы, в конечном счёте, это положительно скажется на уровне жизни и благосостояния населения, убеждены эксперты.

«ВСМ Москва-Казань расширяет возможности мобильности, что существенно повышает транспортную связность регионов и качество жизни. Например, после запуска магистрали «Москва — Казань» столица окажется в зоне часовой доступности от Владимира, Владимир — от Нижнего Новгорода, а Нижний Новгород — от Чебоксар. Люди смогут изменить стиль жизни — искать новые рабочие места, посещать культурно-развлекательные объекты и торговые центры», — говорит Дарья Борисова.

Важно и то, что ВСМ Москва-Казань — это высокотехнологичный проект, уникальный для России.

Как отмечал Владимир Путин в послании, «в мире сегодня накапливается громадный технологический потенциал, который позволяет совершить настоящий рывок в повышении качества жизни людей, в модернизации экономики, инфраструктуры и государственного управления». «Насколько эффективно мы сможем использовать колоссальные возможности технологической революции, как ответим на её вызов, зависит только от нас, — заявил президент. — И в этом смысле ближайшие годы станут решающими для будущего страны».

Еще на стадии проектирования магистраль Москва-Казань стала одним из самых наукоёмких проектов в России, говорит представитель «РЖД». Работы велись с учетом передового опыта Евросоюза и Азии (в проект вовлечены французские и китайские компании), в результате в Роспатент направлены заявки на 10 изобретений, в том числе 2 евразийских заявки на общую сумму 817 млн рублей. Ключевые объекты охраны интеллектуальной собственности — это элементы новой инфраструктуры (конструкция безбалластного верхнего строения пути, земляное полотно, контактная сеть), системы управления и обеспечения безопасности движения поездов. Всего в процессе проектирования ВСМ Москва-Казань было создано объектов интеллектуальной собственности на сумму около 1,5 миллиарда рублей.

Отечественная промышленность тоже готовится к реализации проекта. Так на Выксунском металлургическом заводе (Нижегородская область), который входит в Объединенную металлургическую компанию и является главным отечественным поставщиком колес для железнодорожного подвижного состава, уже четыре года назад успешно освоено производство колес для скоростных поездов. Там работает единственная в России линия по их выпуску, ее мощность 10 тыс. колес в год. Линия оснащена оборудованием, которое используется для производства высокоскоростных колес на известных европейских предприятиях. Завод уже несколько лет поставляет колеса для скоростных поездов «Ласточка».

Сами «Ласточки» с 2013 года производятся в Верхней Пышме (Свердловская область), и, например, все электропоезда, задействованные в перевозках на Московском центральном кольце — отечественного производства. Эти и другие производители сейчас участвуют в совместных рабочих группах с международными производителями, в первую очередь европейскими и китайскими, для организации строительства высокоскоростных поездов для новой магистрали в России.

Впоследствии Москва-Казань войдет в магистраль «Евразия», которая полностью изменит транспортные потоки всего материка. Речь идет не только о развитии пассажирских сервисов, но и выгоде для грузоотправителей, поскольку высокоскоростной транспорт перспективен для контейнерных перевозок. «Евразия», по сути, объединит крупнейшие транспортные системы Европы и Китая — свяжет высокоскоростные сети континента в единое целое.

Этот момент был отмечен и в послании президента, России должна стать «одним из мировых лидеров по транзиту контейнеров между Европой и Азией», а объём транзитных контейнерных перевозок по российским железным дорогам должен увеличиться почти в четыре раза.

Проект ВСМ активно обсуждалось на последней коллегии Министерства экономического развития РФ.

«Вопрос отсутствия инфраструктуры достаточного качества является сдерживающим фактором для развития во многих странах мира», — отметил министр экономического развития Максим Орешкин, сообщив, что в части высокоскоростного движения Россия отстает не только от таких стран, как Китай, Япония и Германия, но и, например, от Турции.

Министр рассказал о плане по государственно-частному партнёрству и «дорожной карте» по реализации инфраструктурной ипотеки. Было отмечено, что ВСМ Москва-Казань входит в инвестиционную программу ОАО «РЖД» до 2025 года и является частью большого коридора «Евразия». Максим Орешкин также отметил высокий уровень проработки расчетов в части эффектов от реализации ВСМ.


2024   2023   2022   2021   2020   2019   2018   2017   2016   2015   2014   2013   2012   2011   2010   0