11 июля 2018
«Евразия» принесет бюджету России 5 триллионов рублей, сократив путь из Европы в Китай до 3 дней
Реализация мега-проекта высокоскоростной магистрали "Евразия" принесет федеральному бюджету 5 триллионов рублей дополнительных доходов, даст железнодорожному транспорту шанс на успешную конкуренцию с авиаперевозчиками и сократит экономический разрыв между регионами РФ. Такой прогноз прозвучал 11 июля в ходе дискуссии "ВСМ "Евразия": время придет", состоявшейся в рамках V Российско-Китайского ЭКСПО.
Высокоскоростные магистрали давно стали обыденной реальностью в Китае и Европе, но для России они пока в новинку. Кроме технологической сложности (железнодорожную колею необходимо модифицировать под поезда, способные развивать скорость до 400 километров в час), строительство ВСМ требует огромных финансовых вложений.
По словам первого заместителя гендиректора ОАО "РЖД" Александра Мишарина, приблизительная стоимость "Евразии" превышает 100 миллиардов долларов. Тем не менее опыт внедрения скоростных поездов на российских линиях уже имеется: они работают на пассажирских направлениях Москва — Смоленск, Ростов-на-Дону — Краснодар, Екатеринбург — Нижний Тагил и Екатеринбург — Каменск-Уральский.
А вот в сфере грузовых перевозок железнодорожники пока проигрывают конкурентам, представляющим водный и воздушный транспорт, несмотря на то, что тарифы на грузовые перевозки в авиации выше в 5 раз. Высокоскоростная магистраль, соединяющая страны Евросоюза, Россию, Казахстан и Китай, могла бы решить эту проблему, сократив время движения по Евразии до 2-3 суток.
Кроме того, ВСМ поможет развитию и объединению крупных агломераций, расположенных на линии Москва — Казань — Екатеринбург, и, как следствие, способствует выравниванию уровня зарплат в этих регионах. Чтобы увеличить пул "интерессантов", вице-президент Центра экономики инфраструктуры Павел Чистяков предложил "подключить" к магистрали также Омск и Новосибирск.
В появлении трансконтинентальной скоростной магистрали заинтересованы и страны Евросоюза, уверен председатель правления компании China Railway International Ян Чжунминь. В данный момент на евразийском пространстве работает несколько транспортных коридоров. Но к разным "пользователям" этих магистралей применяются разные технологические стандарты.
По мнению Яна Чжунминя, обустройство ВСМ на участке Москва — Казань простимулирует развитие всего существующего транспортного коридора, увеличит объем торговых сделок между Россией и Китаем с нынешних 64 до 100 миллиардов долларов и позволит подключить к железнодорожному трафику страны Прибалтики.
Однако для реализации проекта потребуется участие всех 6 государств, по территории которых пройдет "Евразия". Господдержка в этом вопросе сыграла бы положительную роль, считает представитель китайской корпорации.
Стоит напомнить, что для Урала участие в "Евразии" особенно важно. Как ранее сообщало "Уралинформбюро", именно в нашем регионе может стартовать строительство магистрали — на участке между Екатеринбургом и Челябинском.
До этого планировалось, что высокоскоростная железнодорожная магистраль Екатеринбург — Челябинск станет продолжением ВСМ Москва — Казань. Но летом 2017 года стало известно, что проект одобрен лишь частично — по участку до Владимира, а до Казани ветка дотянется, если окупится стройка.
Выход из финансового клинча был найден в апреле 2018 года. На государственном уровне согласовали строительство участка магистрали, соединяющего столицы Среднего и Южного Урала, по концессии.
На данный момент соучредителями партнерства "Уральская скоростная магистраль" являются Челябинская и Свердловская области, (Челябинский трубопрокатный завод, Русская медная компания и Инвестиционная группа "РВМ Капитал").
Кроме того, среди потенциальных инвесторов проекта называют крупные компании из Китая, Германии, Японии, Южной Кореи, Франции и других стран. Строительство УСМ планируют начать в 2021-м, а завершить в 2024 году.
2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 0